Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды Дома ребенка соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Материальная база Дома ребенка и предметно-развивающая среда в групповых комнатах создана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей.

Оборудование групп Дома ребенка безопасное, здоровье сберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Все группы оснащены современной мебелью, соответствующей возрасту детей: столы, стулья, кровати, шкафчики для пособий и игрушек и т.д. Имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В каждой возрастной группе имеются дидактические игры, пособия, методическая и художественная литература, необходимая для организации разных видов деятельности детей, разные виды театров, ширмы для показа кукольного театра, игр-драматизаций. Оборудованы центры музыкального развития детей, содержащие музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные игры, разнообразные атрибуты. В каждой группе имеются постоянно действующие выставки детского творчества.

Территория Дома ребенка достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Игровые площадки оборудованы игровыми сооружениями в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, машинами и др. В теплый период года сотрудники украшают территорию цветниками, высаживают гряды с овощами. Эта территория используются для проведения с детьми наблюдений, опытно-экспериментальной работы, организации труда в природе.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах Дома ребенка

«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и Основной образовательной программой дошкольного образования ГКУЗ А-С ДРС «Маленькая страна» развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
● Содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
● Трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
● Полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;
● Доступной- обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Одним из условий повышения эффективности педагогической работы в Доме ребёнка является создание предметно-пространственной развивающей среды, адекватной возможностям ребёнка, то есть, системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка.

Развивающая предметно-пространственная среда в Доме ребенка насыщенна, оптимизирована для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Она выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое – ребенок может перестраивать имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, кубы, стулья.

Предметно-пространственная среда Дома ребенка обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья. Для этого в групповых и других помещениях создано достаточно пространства для свободного передвижения детей. Игрушки и дидактические пособия обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.

Пространство групп организовано в виде условно разграниченных зон, оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, дидактические пособия и пр.). Все предметы доступны детям. Педагоги каждый раз обновляют игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.

Для оптимального осуществления интеграции на этапе младенческого, раннего и дошкольного детства в нашем учреждении созданы специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, организована безбарьерная среда их жизнедеятельности, обеспечена доступность предметно-пространственной среды для всех воспитанников Дома ребенка.

Для решения задач по адаптации детей в Доме ребенка создана предметно-развивающая среда, способствующая эмоционально-психологическому благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников. Для решения этих целей функционирует сенсорная комната, наполненная полифункциональным интерактивным оборудованием.

Речевое, познавательное развитие реализуется средствами предметно- пространственной среды, не только групповых помещений, но и логопедического кабинета. В учреждении функционируют два логопедических кабинета, оборудованных современными игрушками, пособиями, материалами и средствами необходимыми для проведения логопедического массажа, организации совместной деятельности специалиста и воспитанника.

В групповых помещениях подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.

Предметно-развивающая среда в группах, созданная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, с учетом современных требований:
● способствует физическому и психическому развитию детей;
● способствует созданию у детей эмоционально положительного отношения к окружению;
● способствует комфортному психологическому климату – в группах царит атмосфера доверия и непринужденности;
● формирует игровые навыки у детей;
● позволяет каждому ребенку быть активным участником жизни в группе;
● является источником знаний и социального опыта детей;
● формирует личность ребенка в целом.

Музыкальный зал


Кабинет психолога


Кабинет логопеда


Физиокабинет


Грудная группа Карапузы


Группа Крохи


1 средняя группа Неваляшки


1 старшая группа Смешарики


2 средняя группа Топотушки


2 старшая группа Непоседы


Процедурный кабинет

Пищеблок